Такса фрилансера


Hourly or projected
Who and what protected
Никто не хочет платить за работу больше, чем она стоит.
Никто не хочет получать меньше, чем заработал.
Банальности. Которые на деле выливаются в то, что кто-то норовит недоплатить, а кто-то схалтурить. И это проблема, особенно во вселенной фриланса, где редко есть действенные способы изменить неблагоприятную ситуацию с качеством и недоплатами.
И вот, кто-то когда-то, видимо, чтоб не допускать таких ситуаций, решил «а пусть и фрилансер работает с почасовой ставкой, всё будет честно, сколько отработал, столько и получил».
Идея клёвая. И породила целую мини-индустрию различных приложений и веб-сервисов для контроля и учёта рабочего времени (тут могли быть партнёрские ссылки на пару тройку таких с линком на собственные обзоры, но не будет). Нет, на самом деле, идея классная и, когда есть возможность у одной стороны платить за продуктивное время, а у другой — сделать это время продуктивным, эта идея работает на ура и по максимуму.
Итак, почасовая оплата. Попробуем рассмотреть её со всех сторон во всех возможных аспектах удалённой работы, обобщённо, без лишних подробностей. Далее будет сугубейшее имхо, и да, я буду навязывать своё мнение, а иначе — зачем мне блог?
Для начала давайте договоримся, что под удалённой работой мы понимаем ту работу, результат которой можно удалённо же и передать, т.е. — цифровой продукт, будь то текст, рисунок, код, исполняемый файл и т.д. Иначе говоря — информация, которую можно передать через интернет или по телефону. Опуская промежуточные выводы, мы придём к тому, что производители такого продукта либо гуманитарии, либо технари, т.е. либо люди творческих профессий — художники, иллюстраторы, дизайнеры, вебрайтеры, писатели etc., и люди профессий технических — программисты, верстальщики, тестировщики, разработчики ПО etc. Есть, конечно, и симбиозники — маркетологи, сммщики, сеошники и т.д.
Раз мы тут говорим о почасовой оплате труда, то вполне закономерно будет попытаться определить способы измерения, которые устроили бы и тех. кто платит, и тех, кто трудится. Опять пропустим лишнее бла-бла-бла и сразу признаем, что попробуем создать норму выработки. Для каждого из двух с половиной направлений удалённой работы.
Начнём с изображений.
— Сколько итераций иллюстрации/логотипа/дизайна главной ты сможешь сделать за 5 часов?
— Честно? Не знаю. Может и не быть идей все 5 часов, а может и в первый час десяток накидаю.
— Нет, меня так не устраивает, я плачу тебе за часы работы, мне нужен результат.
— Я могу, конечно, постараться и дать пару-тройку вариантов, но если они вас не устроят, вы оплатите мне это время?
— Разумеется, нет, ведь мне нужен результат, который меня устроит.
— Уверен, в течение недели мы с Вами найдём решение. Я буду скидывать Вам варианты и на основе ваших пожеланий делать лучше и лучше.
— Нет нет, что Вы. Я должен точно знать, сколько часов Вы потратили на каждый вариант.
Бред. В топку. Весь этот диалог бред от начала до конца, я его выдумал, пришлось постараться.
Что там дальше? Тексты. Да там вообще жесть, если со стороны взглянуть. 1000 з/б/п? Я вас умоляю... на конкретных тематиках эта тыща может неделю диарею вызывать. О каких часах тут речь может идти?
А логомейкеры? А веб-дизайнеры? Сколько часов ты потратишь на открытие Ps|Ai|CorelDraw? Сколько линий проведёшь за час? Сколько полигонов нахерачишь в 3D?
Да я, бл..., могу сдохнуть в поисках идеи за 20 часов, но в оставшиеся 4 выдам столько контента, ТВОЕГО контента, что ты неделю потратишь, выбирая лучший вариант. И скажи мне, ты оплатишь мне эту неделю? Ведь всё это время я работал на тебя, пока рожал идею, пока воплощал, пока ты пробовал на вкус и генерировал хотелки.
А что кодеры? Все эти верстальщики, пограммисты и т.д.?
Да ничего. Всё то же самое.
Никто никогда не скажет, сколько строчек кода он сможет написать за час. Никто никогда не скажет, сколько раз стилус коснётся планшета. Всегда всё будет зависеть от конкретной задачи и конкретного клиента. И если клиент хочет платить фрилансеру за час работы конкретную сумму, то он либо слишком в теме и его задача очень типовая, либо идиот, готовый сэкономить и получить халтуру.

И тут обязательно найдётся кто-то очень крутой. Настолько крутой, что скажет «вы просто не работали в реально крупных проектах, где тайм-менеджмент обязательная штука, а я работал и понимаю смысл». И знаете, я с ним соглашусь. Поскольку где я только не работал.

Но если этот самый крутой станет продолжать диалог без всяких там «я на апворке мульт поднял» и «а где ваше портфолио», то рано или поздно признает, что никакой он не фрилансер, а просто работает в виртуальном офисе на босса. В мегапроекте, о конечной стадии которого он, возможно, и сам не знает. И получает типичную статичную з/п за часы, которые он потратит на эту работу.

Однако, он, этот крутой, скорее всего забудет, что Клиент Конторы, где этот крутой трудится, в договоре обозначил срок выполнения его поекта и сумму, которую он готов заплатить за его выполнение. А это значит что? Верно — цена и срок.
Цена и срок — вот, что рулит фрилансом. Цена и срок.
Где-то на просторах Хабра встречаются разработчики, работающие по часовой таксе, но работают они, преимущественно, на забугорных биржах.
Да, всё так. Но это, как правило, либо вышеописанная команда мегапроекта, либо работа на грамотного посредника. Иначе я просто не представляю, как неискушённый клиент сможет оценить продуктивность, например, html-часа.
Кстати, есть третья переменная — качество.
Цена, срок, и качество.
Предпочитаю не выносить качество в переменную. Но именно с почасовой ставкой оно и становится плавающей величиной, т.к. большая часть клиентов всегда будет стремиться получить больший объём за меньшее время, а исполнитель будет вынужден халтурить.
Не спорю)
Качество это характеристика исполнителя. Нельзя попросить сделать человека «менее качественно», можно попросить сделать быстрее, уделить меньше внимания к деталям, попросить использовать что-то старое, шаблоны.
1. У самостоятельной модели работы специалиста (фриланса) все плюсы и минусы ведения мелкого бизнеса. Попытки выделить фриланс в отдельную категорию неизбежно ведет к возникновению проблем.

2. Проблемы складываются из внешних и внутренних факторов: рынка, и уровня личной безалаберности. Если работать сознательно на рынке бедных, вороватых заказчиков, проблемы с ценой и обманами будут преследовать постоянно.

3. Клиенту реально нужен продукт. Ему не нужны ваши продуктивные часы. Дайте клиенту детальный расчёт работы по времени и цене, отчитывайтесь перед ним о ходе работы так, чтобы он немного уставал от ваших отчётов, и всё. Когда клиенту нужны будут ваши часы, он вас наймёт на удалённую работу, взяв в штат официально или «виртуально». Но на единичный продукт это никому не надо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.